Не допустить скопления автотранспорта на МАПП «Верхний Ларс», спекуляции очередями и сделать пересечение российско-грузинской границы максимально быстрым и комфортным – такие задачи поставлены перед руководством силовых и правоохранительных структур республики на прошедшем накануне закрытом координационном совещании под председательством зампреда Правительства РСО–А Ирбека ТОМАЕВА. При этом существенно осложнить четкое взаимодействие российских силовиков может принятое в одностороннем порядке решение грузинской стороны перейти с круглосуточного на дневной график «Дарьяли».
Означает ли это возвращение 8-часовых простоев в очередях, сказать сегодня сложно. Однако, судя по озвученной информации, полученной из опыта прошлых лет, когда ежегодно грузинская сторона переходит в одностороннем порядке на сокращенный трудовой день именно в период пика отпусков, – факт, на который нельзя не обращать внимание. Тем временем российско-грузинская граница в обоих направлениях уже в эти дни начинает работу на предельных мощностях, выжимая из своей проектно-пропускной способности почти невозможное. Если рассчитана она на 400 человек в сутки и примерно столько же автотранспорта, то, исходя из статистики последних трех лет, пропускная способность сегодня увеличена по факту в несколько раз, пропуская до 2,5 тысячи единиц автотранспорта и до 9 тысяч человек за одни только сутки. А в предпраздничные дни и пик отпусков и того больше – до 4 тысяч единиц транспорта и до 13 тысяч туристов ежедневно.
Поскольку тенденция к увеличению потока прогнозируема, а с учетом поступившей инсайдерской информации о возможном закрытии в одностороннем порядке грузинской стороной госграницы еще и осложняемая (не по вине российской стороны), силовики собрались обсудить меры по снятию напряженности вокруг пункта пропуска в летний период. Как отметил руководитель СОТ Сергей Троцко, своего рода «репетиция» случилась 5 мая, когда на праздники со всех регионов РФ люди устремились на отдых заграницу. Выезжали порой за двое суток, чтобы успеть к 9 утра к пункту пропуска – естественно, это вызвало скопление автотранспорта и людей. Чтобы снизить напряженность, таможня выступила с рядом предложений и рекомендациями к каждому контролирующему свое направление работы ведомству, в том числе – вцелях исключения образования очередей перед автомобильным пунктом пропуска обеспечить в оперативном порядке пропуск транспорта иусилить дежурные смены всеми государственными контрольными органами.
Тем временем проведенный Погрануправлением ФСБ России по РСО–А анализ показывает, что если еще в 2012 году граница выдерживала натиск 1,1 млн человек, то уже в 2013-м госграницу в течение года пересекали полтора миллиона человек, в 2016-м – более 2 млн человек, и только за пять месяцев текущего года уже – свыше 720 тысяч человек, из которых половина – иностранные граждане, требующие повышенного контроля соответствующих служб безопасности. И это тоже приходится учитывать с поправкой на условия времени. Основная проблема, по словам начальника ПУ ФСБ России по РСО–А Владимира Юрова, – образование очередей в непосредственной близости от пункта пропуска. В результате чего значительно увеличивается время пересечения границы – до 4 часов. Споры за приоритет в очереди, торговля местами – все это только осложняет и без того нелегкую задачу всех структур. «Актуальным начиная с сегодняшнего дня, может стать вопрос закрытия грузинской стороной в одностороннем порядке проезда через границу по метеоусловиям и в связи с угрозой схода селей, – отметил Владимир Юров. – В этом случае пункт пропуска со стороны Грузии будет закрыт с 18 ч. вечера до 6 ч. утра, что опять повлечет за собой большие вопросы, связанные с очередями. Проведенный анализ показал, что в этом случае наиболее напряженные часы работы для КПП – с 16 до 18 ч., а наиболее благоприятные – с 13 до 14 ч., остальное время МАПП работает в штатном режиме. При круглосуточном режиме работы наиболее напряженные – с 16–21 ч., а самое благоприятное время для пересечения – с 22–24 ч., когда фиксируется снижение грузо- и пассажиропотока».
Что касается полицейских мер в части обеспечения охраны общественного порядка, то, как отметил министр внутренних дел Михаил Скоков, «здесь все предельно понятно». «Единственная проблема – необходимо исключить проезд транспорта вне очереди к КПП, для чего нужно упорядочить движение служебного транспорта сотрудников таможни и погрануправления. У людей, стоящих в очереди, нет понимания, что проезжает служебный транспорт: они видят гражданский автомобиль и мало кому можно объяснить, что это сотрудники едут на службу. Что вызывает напряжение и недопонимание со стороны стоящих в очереди». Министр предложил оставлять сотрудникам таможни свой личный и служебный транспорт на парковке перед пунктом пропуска, остальным – разработать соответствующие спецпропуска с защитной голограммой, чтобы сотрудникам ГИБДД было понятно, кого пропускать. Кроме того, напомнил и о том, что с прошлого года по периметру функционируют камеры видеонаблюдения в режиме онлайн, выводящие трансляцию в мини-дежурную часть, расположенную в УМВД по г. Владикавказу. Кроме того, мониторит ситуацию перед КПП и группа сотрудников собственной безопасности МВД по РСО–А, круглосуточно, гласно и негласно неся патрулирование для исключения коррупционной составляющей. «В случае, если из очереди выходит транспорт или идет вне очереди, в сторону пункта пропуска, немедленно, если сотрудник не реагирует, дежурная часть сообщает, группа реагирования выезжает для проведения служебной проверки с соответствующими выводами в отношении сотрудников ДПС, – заверил министр. – Но для этого нужно четко определить транспорт, который имеет право на проезд. Чтобы люди понимали алгоритм взаимодействия и чтобы все было понятно и прозрачно для каждого. И мы искренне стараемся, чтобы не было коррупционной составляющей».
Что касается льготного проезда беременных женщин, инвалидов, младенцев, Михаил Скоков предложил не делать исключений – и в первую очередь потому, что каждая льгота будет порождать массу злоупотреблений. «Если кому-то дадим проехать – это будет повод изобретать всевозможные механизмы, схемы для проезда вне очереди, – прокомментировал министр внутренних дел. – Как показывает практика прошлых лет, были граждане, которые специально брали грудных детей, и мы даже устанавливали впоследствии, что дети были не их, и которые специально создавали напряжение в пункте пропуска, чтобы без очереди проезжать, преследуя цели коммерческого характера. Если кому-то плохо, есть оборудованные комнаты матери и ребенка, каждый сотрудник правоохранительного блока поможет, поддержит, сохранит очередь в случае необходимости». Кроме того, в качестве предложения от МВД поступило разработать соответствующий интернет-сайт, который бы информировал о ситуации на МАПП «Верхний Ларс». Портал, круглосуточно пополняемый актуальной информацией о закрытии и открытии ВГД, о погодных условиях, пропуску на «Вернем Ларсе». Ирбек Томаев поручил в кратчайшие сроки проработать вопрос с сайтом замначальнику ГУ МЧС по РСО–А по антитеррористической деятельности Алану Кокаеву.
Еще одна насущная проблема – отсутствие инфраструктуры вокруг МАПП – касалась полномочий муниципалитета. Установленные в прошлом году, к примеру, биотуалеты забыли надлежащим образом закрепить, и первый порыв горного ветра унес их в бурную реку. Сегодня условий, чтобы комфортно дождаться своей очереди к границе, практически нет. «Верхний Ларс» все также не оборудован контейнерами для мусора, как не слышно и о биотуалетах, столь необходимых 10-тысячному потоку людей, ежедневно пересекающих госграницу.